Силиванова Елена Анатольевна
Силиванова Елена АнатольевнаОпыт работы: «Развитие конструктивных навыков у детей дошкольного возраста» «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций Одним из приоритетов работы дошкольного образования является развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Данная задача требует постоянного поиска новых наиболее эффективных технологий, обеспечивающих развитие этих способностей без ущерба физическому и психическому здоровью ребенка. Актуальность темы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет основные принципы дошкольного образования, в том числе «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности». В документе перечисляются следующие виды деятельности, наиболее плотно отвечающие потребностям детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет): · Игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; · Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); · Познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними); · Восприятие художественной литературы и фольклора; · Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) · Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; · Изобразительная (лепка, аппликация, рисование); · Музыкальная; · Двигательная; Актуальность выбранной темы по самообразованию обусловлена тем, что конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Термин «конструирование» (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Конструирование – вид продуктивной деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Конструктивная деятельность -это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Однако возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Именно поэтому я начала работу в этом направлении. Данную стратегию обучения и развития в ДОУ можно реализовать в образовательной среде с помощью конструкторов. Разнообразные конструкторы позволяют организовать игровую, двигательную, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников. Конструирование охватывает все пять образовательных областей, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие Соединение деталей конструктора развивает мелкую моторику и координацию ребёнка: ловкость и гибкость пальцев и кистей, точность движений, двуручную координацию движений, что является важным фактором развития. Социально-коммуникативное развитие Использование конструкторов с большим количеством разнообразных деталей позволяет организовать как самостоятельную, так и групповую игровую деятельность дошкольников, а также совместную деятельность со взрослым. Это способствует социализации детей, развивает такие качества дошкольника как умение оказывать помощь друг другу, разрешать конфликты или избегать их. Познавательное развитие Конструирование имеет огромное значение для развития мышления, воображения и фантазии дошкольников. Конструкторская деятельность формирует умения сравнивать детали по размеру и количеству; развивает логические способности.
Речевое развитие В ходе конструирования развивается мелкая моторика. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий – узкий, большой – маленький).В точном словесном указании направления
Художественно-эстетическое развитие В художественно-эстетическом развитии акцент делается на развитие у детей понимания пользы и красоты постройки (т.е. что представляет собой эта постройка и ее место в пространстве). Детей нужно учить строить, соблюдая основные законы архитектуры: ·полезность - постройки могут быть разного назначения: для человека (жилые дома, дворцы, служебные здания, гаражи, мосты, парки и т.д.), для животных (конура, сарай и т.д.); · прочность - конструкция будет прочной, если ее строить, соблюдая следующие правила: все детали надо укладывать ровно, плотно прижимая друг к другу; · красота – постройка должна быть гармоничной по формам и цвету. Развитие конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, последовательно проходит в несколько этапов: • Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить. • Конструирование по модели - в качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие её элементы скрыты от ребёнка. Иными словами, предлагается определённая задача, но не способ её решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят её из имеющегося строительного материала. • Конструирование по инструкции –к конструктору прилагается готовая инструкция-схема, для сборки модели. • Конструирование по условиям- определяем условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение; формируется умение анализировать, способствует развитию творческого конструирования. • Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. Отмечая большой интерес детей к конструкторам, пришла к выводу, что недостаточно эффективно использую такой вид продуктивной деятельности, как конструирование. Поэтому я определила тему работы «Развитие конструктивных навыков у дошкольников» Для решения данной проблемы поставила цель: Развивать конструктивные навыки у детей дошкольного возраста в образовательный процесс ДОУ (во всех возрастных группах). В соответствии с целью были определены основные задачи: 1. Учить детей строить по образцу воспитателя, по замыслу, по условию. 2. Познакомить с конструированием по чертежам и схемам. 3. Учить анализировать образец и чертёж постройки: выделять основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга. 4. Развивать у ребенка интерес к творческому конструированию в дошкольном возрасте через игровую деятельность 5. Учить сооружать постройки из строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек. Для решения данных задач я использую современное игровое оборудование, которое появилось в нашем детском саду. Одним из видов такого оборудования являются наборы для плоскостного и объемного конструирования «Полидрон», которые представляют собой комплекс модулей, каждый из которых уникален по-своему. Оригинальная конструкция набора позволяет легко крепить детали друг к другу, благодаря чему дети могут в полной мере познать мир двух- и трёхмерных геометрических фигур. Все детали конструкторов имеют яркий дизайн и чистые цвета, соответствующие сенсорным эталонам. Конструктор прекрасно развивает мелкую моторику, творческое и пространственное мышление. Конструктор по своей сути является игрой, но с его помощью дети смогут освоить даже самые необычные математические и пространственные задачи, научатся фантазировать и смогут придумать свои модели и фигуры. Всвоей работе я использую различные виды конструктора «Polidron». Полидрон Гигант, Полидрон Супер – Гигант, Набор Полидрон Гигант «Конструируем транспорт», Полидрон Малыш, Полидрон Магнитный. Сначала мы с детьми познакомились с конструктором «Полидрон», его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность. Определили с ребятами название каждой формы: квадрат, треугольник, пятиугольник. Во время игры с конструктором у детей развиваются сенсорные представления, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета, а также с одной стороны поверхность конструктора гладкая, с другой шероховатая. Применение конструктора способствует: тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки. После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с конструктором в самостоятельной деятельности, причем, использовали его не, только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх. При конструировании по образцу дети воспроизводили представленный им образец, в форме готовой конструкции. В старшем дошкольном возрасте перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать модели и схемы. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. Возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями. При конструировании по условиям дети воспроизводили в конструкции знакомые объекты исследования с учетом определенных требований, например, построить двухэтажный дом для или ступеньки для кукол. На завершающем этапе работы по развитию конструкторских умений в дошкольном возрасте занятия носят более сложный характер, в них я включала элементы экспериментирования, дети находятся в условиях свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи.При конструировании по собственному замыслу дети сначала рассказывали, что будут строить и из чего. А затем, с удовольствием обыгрывали свои постройки.Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности; в этом случае ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. В своей работе я использую «Полидрон»-элементы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Дети могут строить не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим. В конструировании по теме детям предлагаю общую тематику конструкций (например, «Транспорт»), и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают способы их выполнения, материал. Для развития у детей познавательного интереса организую игровые проблемные ситуации, в которых дети исследуют детали конструктора, обсуждают и договариваются о совместных действиях, осваивают разные способы соединения деталей, создают различные сооружения, которые затем ими активно используются в строительных и сюжетно–ролевых играх (дом, магазин, больница, автобус, поезд, пароход, бассейн и др.) Играя и конструируя, дети познают свойства геометрических фигур (плоскостных и объемных), осваивают пространственные отношения, придумывают свои модули и фигуры, могут преобразовать постройку и представить ее в развернутом виде. Организуя работу с конструктором, предлагаю детям проектировать сооружения по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям. Для формирования дружеских взаимоотношений со сверстниками и обогащения опыта сотрудничества предлагаю детям создавать общие постройки. Дети учатся определять общий замысел, договариваются о распределении обязанностей, распределять роли, материалы, согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения («Играли дружно, и получился красивый дворец»). В коллективных играх с конструктором создаю ситуации диалога, делового разговора, побуждаю детей к комментированию своих действий, решая тем самым задачи речевого развития. Также использую конструктор в работе с родителями. Так применила Полидрон на утреннике, посвященном празднику 23 февраля. В нашем детском саду разработана программа школы-студии «Самоделкин», где я также реализую данную работу. Конструктор «Polidron» дети используют в самодеятельной игре, то есть в игре, идущей от инициативы самого ребенка. Наблюдая за детьми, когда они создают «воображаемую игровую ситуацию», я с удовольствием отмечаю, насколько этот конструктор обогащает содержание детских игр. Дети, превращая одну постройку в другую или дополняя ее деталями, самостоятельно открывают новые возможности конструктора. Они увлечены и заинтересованы, самостоятельны и активны. Методы и приёмы проведения НОД 1. Словесные: · Рассказ · Беседа · Объяснение · Художественное слово 2. Наглядные: · Показ схем · Показ иллюстраций · Показ исполнения педагогом · Наблюдение · Работа по образцу 3. Практические: · Изготовление постройки самостоятельно · Изготовление · Помощь сверстнику в процессе изготовления постройки 4. Объяснительно-иллюстративные 5. Частично-поисковые 6. Исследовательские Формы работы с детьми: 1. Совместная деятельность (осуществляется как в ходе непрерывной образовательной деятельности, так и в ходе осуществления режимных моментов): • Индивидуальная (ребенок выполняет задание воспитателя. Н-р: построй домик для собачки); • Групповая (индивидуально-коллективная). Воспитателю важно обеспечить взаимодействие детей в процессе ООД (дети могут выполнять различные задания или проявить фантазию подгруппами); 2. Самостоятельная деятельность (дети сами проявляют фантазию и воображение, разыгрывают различные игровые ситуации) Ожидаемые результаты: 1. Устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать. 2. Овладение умением правильно «Читать инструкции», мысленно переводить объёмные предметы, части детали в плоскостные и наоборот. 3. Широкое использование разных видов конструктора Полидрон, соединяя друг с другом, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным родителям, для совместных домашних занятий с детьми. Результативность деятельности по использованию конструктора «Полидрон» в развитии конструктивных умений детей дошкольного возраста 1. Разработала перспективный план работы с детьми, где отразила все виды деятельности. 2. Для более эффективного решения данных задач я создала среду, которая помогает закрепить полученные знания. 3. Оформила уголок «Конструкторская лаборатория» в соответствии возрасту детей. Где поместила конструктор «Полидрон», диких и домашних животных, мелкие игрушки и другой дополнительный материал, подобрала игры, соответствующие возрасту детей 4. Создала картотеку схем. 5. Подобрала игры с использованием «Полидрон» – конструктора. Картотеки: 1. «Плоскостное конструирование» 2. «Дидактические игры по конструированию» 3. «Схемы построек» 4. «Фото-объекты архитектуры» Презентации для физкультминуток 1. «Грузовик» 2. «Космонавты» 3. Буратино» Консультации 1. «Развивающий конструктор своими руками» 2. «Что такое полидрон?» 3. Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Конспекты НОД 1. «Звезда планеты Дружба» 2. «Путешествие самоделкиных»
Заключение
В результате моей работы, проводимой с детьми, отмечено: Повышение способности детей к моделированию через познавательный интерес к Полидрон - конструированию. - Повешение способности детей к обогащению словарного запаса и диалогической, монологической речи. - Появление многообразных интересных конструктивных решений. Самостоятельное применение детьми схем в работе. Использование при постройках разных способов соединения деталей, комбинирование деталей. - Возрастание интереса к конструктивной деятельности. - Дети перенимают друг у друга имеющийся опыт работы, устраивают между собой соревнования. Дружнее играют, могут решить сложившуюся конфликтную ситуацию. -Пытаются вместе заменить одну деталь другой, прийти к новому способу изготовления объекта. - Использование детьми конструктора для сюжетных игр. Изготавление предметов необходимых им для игры. Дети стали более требовательны к своим конструкциям, способны критически к ним относиться, обращают внимание на сходство с реальной постройкой, на прочность. Ребятам стали доступными задания, в которых требования к постройке они определяют самостоятельно, слушая рассказы, где имеются описания подобных сооружений. На данном этапе можно сделать вывод, что благодаря проведённой работе, происходит закрепление и улучшение знаний детей через Полидрон-конструирование. Целенаправленное использование Полидрон-конструирования создает условия для интенсивного развития элементов логического мышления и способностей детей к наглядному моделированию без увеличения учебной нагрузки. Работа с Полидрон–деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 21 октября 2020 в 11:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.